
Российская Дальняя авиация
Российская Дальняя авиация использует три типа тяжелых бомбардировщиков: стратегические
бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 и дальние бомбардировщики Ту-22М3.
Бомбардировщик Ту-95МС из-за внешнего сходства с первым Ту-95 1950-х годов часто считается старым самолетом. Это неправильное впечатление. Используемые в настоящее время образцы выпускались в 1980-х — начале 1990-х годов по новой конструкции, сохранившей только общий облик Ту-95, выпускавшегося в 1955-1969 годах. В этот первый период Самарский завод (тогда город назывался Куйбышев) выпустил 173 Ту-95 различных модификаций.
Опытный образец нового самолета Ту-95МС (изделие WP-021) впервые поднялся в воздух в сентябре 1979 года. Всего в 1982–1992 годах было выпущено 88 бомбардировщиков Ту-95МС, в том числе первые 12 на Таганрогском заводе.В Самаре некоторое время производили патрульные самолеты Ту-142 с такими же планерами, как у бомбардировщиков Ту-95; поэтому первый Ту-95МС даже получил название Ту-142МС.

Ту-95МС выпускался в двух вариантах. На более старых самолетах установлена система подготовки и инициализации крылатых ракет «Осина» (изделие К-012); Задача этой системы — объединить навигационные системы самолета и крылатых ракет Ч-55, а также передать цифровые карты местности вдоль запланированных ракетных маршрутов с самолета на ЭВМ Ч-55.
Позже самолеты получили более современную систему «Спрут» (изделие К-016), которая работает с ракетами Ч-55СМ.Также были усовершенствованы системы самообороны и связи бомбардировщика, добавлена вспомогательная силовая установка ТА-12А. Вариант Sprut поступил на вооружение в 1986 году.

Еще одно различие между версиями Ту-95МС заключается в количестве взятых ракет: самолеты, получившие в народе название Ту-95МС6, несут шесть крылатых ракет внутри бомбоотсека, а у самолетов Ту-95МС16 есть 10 дополнительных ракет на четырех стрелах под крыльями; это не официальная маркировка, и они использовались для различения этих самолетов во время переговоров по разоружению по СНВ-1 (Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений) вместе с соответствующими маркировками НАТО Bear-H6 и Bear-H16.

После распада СССР стратегические бомбардировщики Ту-95МС остались на территории Российской Федерации, Казахстана и Украины. У Казахстана было 40 самолетов, которые в 1994 году были переданы России в обмен на тактические самолеты. У Украины было 25 самолетов, из которых только три были более новой версией Sprut. Эти три экземпляра были проданы в Российскую Федерацию в 1999 году; Россия не интересовалась более старыми самолетами с системой «Осина».
Новое вооружие
Примерно с 2003 года бомбардировщики Ту-95МС были модернизированы для установки на них ракет Ч-555, которые представляют собой обычные модификации ядерных крылатых ракет Ч-55.
Примерно с 2015 года самолеты в частях были адаптированы для установки новых стратегических крылатых ракет Ч-101 (обычная версия с дальностью полета около 4000 км) и Ч-102 (ядерная версия с дальностью около 5000 км). Напомним, базовая ракета Ч-55СМ имеет дальность полета 3000 км.
Поскольку бомбовый отсек самолета был разработан много лет назад для ракет Ч-55 длиной около 6 м, новые ракеты Ч-101 и Ч-102 длиной около 7,5 м можно переносить только снаружи, на подкрыльевые укосины. Внешняя подвеска ракеты существенно снижает дальность полета бомбардировщика. Только более новые Ту-95МС с системой «Спрут» были адаптированы для перевозки Ч-101 и Ч-102.
В эксплуатации сегодня
В настоящее время Воздушно-космические силы Российской Федерации насчитывают около 50
бомбардировщиков Ту-95МС в двух оперативных частях.
Ту-95МС впервые были использованы в боевых действиях 17 ноября 2015 года, когда три
бомбардировщика выпустили крылатые ракеты Ч-555 по целям в Сирии. В последующие дни Ту-
95МС продолжил атаки, в том числе с применением новых ракет Ч-101. Бомбардировщики
действовали со своей постоянной базы в Энгельсе, пролетали над Каспийским морем и запускали крылатые ракеты над иранской территорией недалеко от иракской границы.